Дель. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рас-сказ.
Методика проведения
Воспитатель спрашивает, какое время года наступило, какой сейчас месяц зимы.
Выслушав ответы детей, педагог продолжает: «Зима - чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я ска-зала „картины написаны*? Я не ошиблась - так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину».
Телатог демонстрируе: картину «Зиминис развлечения» (серия «Четыре вт усалить как можно ближе к мольберту)
Как можно назвать картину?
- спрашивает воспитатель. - Какое
солнечный?
простояла в тот зимний день? Как вы определили, что день хая пого-
"Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на про-гулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как ро-можете это подтвердить?»
ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.
«Давайте повнимательнее рассмотрим, что происходит на гор-ке», - предлагает воспитатель.
Выслушивает и оценивает высказывания детей. Просит ребенка рассказать о том, как дети катаются с горки.
Затем педагог начинает рассказ: «Однажды в теплый зимний лень дети выбежали на участок. Один ребенок сразу же побежал на гор-кУ..» - воспитатель передает слово ребенку.
Педагог привлекает внимание ребят к снеговику. Кто-нибудь из детей обобщает результат наблюдений в маленьком рассказе.
«Посмотрите, не забыли ли малыши о своих пернатых друзь-ях», - напоминает педагог.
Дети рассказывают о том, какие птицы изображены на картине, кто их кормит.
Далее воспитатель предлагает дошкольникам составить рассказ о картине в целом, просит придумать его концовку.
Выслушиваются 2-3 рассказа. Воспитатель оценивает рассказы.
Хвалит ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Подчер-кивает, что это достигается последовательным описанием законченных частей картины (катание с горки, у снеговика, около кормушки для птиц). Обращает внимание детей на удачно найденные сравне-ния, описания.
В заключение воспитатель предлагает вниманию дошкольников свой образец рассказа (если дети рассказывали хорошо, образец можно не давать): «В солнечный зимний день выбежали ребята на участок.
Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему.
Наверно, просят поскорее освободить путь.
Рядом с горкой - болышой снеговик. Должно быть, стояла отте-пель, и у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделыва-ют мальчик и девочка.
Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и еше какой-то корм в ведерке.
„Не бойтесь, птички, не обидим",
- говорит птицам мальчик в
пальто с меховым воротничком, протягивая им ветку рябины».
В заключение педагог читает стихотворение С. Черного «Волк» и «дарит» детям новую зимнюю загадку:
Пришел Яшка
Белая рубашка,
Где он пробегает
Ковром устилает.
(Снег)