Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: окружающий мир.

Тема: «Песня колокольчика».

Возрастная группа: старшая группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Воспитатель:

Абдулкадирова Наира Абдулаховна.

                                                   

               

 

                                                   

                                                   г. Дагестанские Огни.

 

Цель: продолжать активизировать познавательные способности по теме

«Песня колокольчика».

Тип образовательной деятельности: интегрированная.

Программные задачи:

Обучающие:

-сформировать знания о колокольчиках;

-познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;

-познакомить с устройством колокола и особенностями звучания;

-закрепить знания о стекле, дереве и металле.

Развивающие (специальные):

-побуждать развитие фантазии;

-формировать умение выражать свои мысли.

Воспитательные:

-учить взаимодействовать друг с другом;

-воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Интеграция  образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Песня колокольчика», колокольчики,  изделия из стекла, игрушка Петрушка, платок для игры в жмурки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

1.Организационный момент:

Дети  встают по кругу, берутся за руки и все  вместе поют песенку:

Ну-ка, все встали в круг

За руки все взялись, вдруг.

Будем рядом стоять,

Ручками махать.

Начинаем заниматься,

Обещаем постараться.

Повторять, не зевать,

Все запоминать.

 

Н.А. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!  

Садитесь на ковер. Мы начинаем наше интересное занятие.

На экране появляется Петрушка; в руке у него колокольчик.

 Петрушка: Здравствуйте, ребята!

Продолжает петь и звенеть колокольчиком.

Н.А. Петрушка, что это у тебя?

Петрушка: Это – колокольчик. Слышите, как он звенит?

Звенит еще громче.

 Петрушка: Хотите я вам тоже дам по колокольчику, у меня их целый мешочек --на всех хватит.(раздаю всем детям) И давайте все вместе позвоним.

Звучит песня про колокольчики.

Петрушка: Ребята, из чего сделан этот колокольчик? 

(Ответы детей: из металла.) 

Петрушка: Как вы думаете, из чего еще может быть сделан колокольчик?

 (Ответы детей: колокольчик из дерева не был бы таким звонким; из дерева делают другие музыкальные инструменты, например, деревянные ложки)

Петрушка: Подумайте, можно ли сделать колокольчик из стекла?

(Ответы детей: можно, но стекло хрупкое, легко бьется; такой колокольчик может быстро разбиться, его осколки будут очень опасны. Стеклянный колокольчик будет красиво звенеть).

Слайд  №2. Стеклянный колокольчик.

Показываю детям и Петрушке стеклянный колокольчик.

        Петрушка: Ребята, а вы знаете, когда  и как впервые появились       колокольчики?

(Ответы детей:)

  А давайте мы отправимся на машине времени в прошлое и посмотрим как это было.  

Дети закрывают глаза, звучит красивая музыка, отправляются в путешествие.

 

Слайд 3.

 

--Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик.  Легенда рассказывает, что когда-то давным - давно, одному человеку  приснился сон, в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки.  Когда он проснулся , то решил сделать такой цветок из металла.

Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке.

 

СЛАЙД 3

Звучат колокола.

 А вы знаете, для чего нужны были колокола? 

 (Ответы детей: Чтобы созывать народ).

 

СЛАЙД 4

 Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание, звоном отмеряли дневные и ночные часы). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение воинов. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа. Каждый день утром и вечером, с раннего детства человек слышал колокольный звон.

А теперь давайте поиграем в веселую игру с колокольчиком.

 

ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ.

1) Жмурки с колокольчиком.

(Способствует развитию слухового внимания и координации движений.)

Все играющие образуют небольшой круг. Двое детей выходят в центр круга. Одному из них завязывают глаза, другому дают в руки колокольчик. Жмурка ловит ребенка с колокольчиком. Тот увертывается, время от времени позванивая в колокольчик.

Слайд №5. Русь издавна славилась искусством отливки колоколов.  Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго….  Как вы думаете, из чего делали колокола? (Ответы детей).  Из меди, олова и железа.

 

 

 

СЛАЙД №6.

Колокол словно живое существо.  Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище (юбка). Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь.

А мы с вами знаем разминку для рук. (Дети соединяют ладошки в замок, а средний   палец правой руки опущен вниз, как язык у колокольчика).

                                                Колокольчик звенит

                                                Язычком он шевелит.

                                                Динь-динь-динь.

 Какие вы молодцы.

 

Слайд №7.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой колокол самый большой ?

 (Ответы детей: Царь- колокол). 

  Как вы думаете, почему его так назвали? 

(Ответы детей: Он самый большой и тяжёлый).

Правильно. Он весит  много (200) тонн. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы   от него отвалился большой кусок. Позже колокол  установили  на каменный постамент, где он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший кусок колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя - колокола, который стоит сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

 

Слайд  № 8-9

 Колокола вешали в высоких колокольнях  на звонницы Как вы думаете для чего? (Ответы детей: чтобы колокольный звон было слышно далеко).

 Правильно, в далёкие времена колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.

А сейчас давайте с вами поиграем.

Игра "Дили-дон"

(Способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте и координации движений).

Дети напевают песенку:     Колокольчик звонкий, 
                                       Голосочек тонкий, 
                                  Зазвени скорее, 
                                Да повеселее!

У ведущего два колокольчика — большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика — легко бегают.

(Проводится  2-3 раза под музыку).

Слайд № 11. Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям.  Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ. А как вы думаете, где ещё использовали  колокольчики? (Ответы детей).

 

СЛАЙД  №12

 Правильно, в колокольчик звонили во входную дверь, вешали животным на шею, чтобы они не потерялись, колокольчиками украшают ёлки, в школе приглашает на уроки, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую жизнь.

 

СЛАЙД №13.

МУЗЫКА – КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН. 

 

Ребята, понравился вам колокольный звон?  (ответы детей).

 

Итог:

 И так ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что вам запомнилось?  Что понравилось больше всего?

Вы сегодня были большие молодцы. Я горжусь вами!

 

Теперь давайте встанем в круг и споем песенку:

Ну-ка, все встали в круг

За руки все взялись, вдруг.

Будем рядом стоять,

Ручками махать.

Мы сегодня занимались

 и немножко баловались,

А теперь детвора

В группу нам пора.